Падзеі
«Я думал, уже имею представление, что такое дискриминация, но оказалось, я и сам не прочь дискриминировать кого-нибудь…»

Такое неожиданное открытие сделал для себя один из участников онлайн-дискуссии «Убежать от (не)равенства?», клуба «Шаг навстречу», которая состоялась 1-го августа 2020-го года.

Мероприятие началось с ролевой игры «Операция на сердце», у которой было две основных задачи: показать, что мы не можем всегда и ко всем относиться одинаково, и время от времени оказываемся в ситуациях, когда необходимо расставлять приоритеты; продемонстрировать, что наше мнение о людях, нередко основывается на разнообразных предрассудках и стереотипах. 

Обсуждение получилось бурным! По его результатам участники определились с понятием «дискриминация», а также задумались, какие признаки могут стать основанием для этого явления.

«Я думал, уже имею представление, что такое дискриминация, но оказалось, я и сам не прочь дискриминировать кого-нибудь…»

Далее всем собравшимся предложили привести несколько реальных примеров, когда кто-то из них, их знакомых или друзей сталкивался с дискриминацией. Ребята вспомнили следующие ситуации: 

  1. Когда возникают споры или конфликты, соседи обещают сделать все возможное, чтобы молодой мужчина с физическими ограничениями оказался в интернате. 
  2. Человек Х глубоко убежден, что детям с инвалидностью не место в школе, так как они мешают учиться остальным ребятам. Кстати, этот пример привел житель города Донецка.  Как думаете, возможна ли подобная ситуация у нас в Беларуси?
  3. Немало тех, кто считает, что все представители цыганской национальности – воры.
  4. Родители заставляют малышей отводить глаза, не смотреть на людей, у которых есть физические особенности.

Приводили также и обратные примеры: девушка с ограничениями для участия в конкурсе прислала некачественное фото, всячески игнорировала замечания членов жюри на этот счет, а потом обвинила их, что ее засудили из-за инвалидности. 

Ведущая дискуссии Светлана Минькова рассказала, что в своей работе сталкивается с подобными ситуациями достаточно часто. Всему виной рентные установки,  (рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны окружения, и оказывающее тормозящее и деформирующее влияние на личность) которые могут быть ярко выражены в поведении представителей различных уязвимых групп.

Участники не только подробно обсудили каждый случай, а попытались немного пофантазировать, как могли бы развиваться события, если бы наше общество находилось на более высоком уровне развития, чем есть сейчас.

Надо ли поддерживать тех, кто сильнее/умнее/талантливее? Правда ли что к «ослабленным» людям предъявляются повышенные требования? И если да, то плохо это или хорошо? Что выбрать работу или высокую пенсию?

Такие, на первый взгляд не связанные с заявленной темой вопросы, молодые люди поднимали во время беседы о мире «равных возможностей». Споры, советы, разные мнения… Равнодушным, кажется, не остался никто из присутствующих…

В завершении встречи собравшимся предложили ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас в повседневной жизни, чтобы наше общество стало таким, в котором все люди, с различными особенностями, способностями и возможностями, могут рассчитывать на высокий уровень жизни и достойное сосуществование.

Вот несколько простых рекомендаций, которые ребята дали себе сами:

«Я думал, уже имею представление, что такое дискриминация, но оказалось, я и сам не прочь дискриминировать кого-нибудь…»

  1. Представителям уязвимых групп нужно выходить «в люди».
  2. Не бояться брать на себя ответственность (например, за качество собственной жизни).
  3. Быть активными.
  4. Не поддерживать слабость. Каждый имеет право на объективную оценку своих возможностей.
  5. Знать законы и следить за их соблюдением Не быть формальными.
  6. Чаще обсуждать проблему социального неравенства.
  7. Просто уважать друг друга.
  8. Помнить не только о своих правах, но и о правах других людей (не наглеть !)
  9. Спрашивать у представителей «уязвимых групп», как корректно говорить об их проблемах.

Переходить к практике (не обязательно ежеминутно твердить о равенстве или инклюзии (социальная инклюзия — это непрерывный процесс, который обеспечивает людей, находящихся под угрозой бедности или социальной изоляции, возможностями и ресурсами, необходимыми для полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни, и таким уровнем жизни и благополучия, который считается нормальным для общества. Она обеспечивает их активное участие в принятии решений, которые влияют на их жизни, и доступ к основополагающим правам.), иногда достаточно просто пригласить на прогулку друга с инвалидностью.

Теперь дело за малым – научиться им следовать… 

Проект реализуется учреждением «Центр дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций», ОО «Центр «Третий Сектор», Веб-портал Hrodna.Life, Волонтёрская группа «Шаг навстречу» в партнерстве с Международной некоммерческой организацией Pact при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). 

Падзеі

Усе падзеі

Прапановы

Запрашаем сталых гарадзенцаў ва “Універсітэт Залатога Веку”!

Калі Вы выйшлі на пенсію і ў Вас шмат вольнага часу, калі Вы хочаце развівацца, атрымліваць карысныя для жыцця ў сучасным грамадстве веды і ўменні, палепшыць сваё здароўе, быць у кампаніі цікавых і адукаваных людзей – запрашаем стаць студэнтамі праграмы...

Падрабязней

Водгукі

Нашы партнёры

  • Беларускае рэспубліканскае геранталагічнае грамадскае аб'яднанне