Падзеі
Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

26 сентября состоялась очередная онлайн-дискуссия клуба “Шаг навстречу”. Темой обсуждения была  “Манипуляция массовым сознанием: как выжить в медийно-насыщенной среде” .

Мероприятие посетило 18 человек из Гродно, Минска и других городов Беларуси, с физическими ограничениями и без них.

Чтобы немного познакомиться ведущая встречи, журналист и медиа тренер Марина Загорская первым делом предложила участникам назвать имя и невероятный факт о себе или факт, который мало кто знает.

Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

Ольга рассказала, как однажды была в Диснейленде. Алексей – что у него дома растет сорок орхидей. Николай поделился тем, что никогда не пробовал алкогольных напитков и не знает, как это быть пьяным? Аня призналась, что ни разу в жизни не ходила в кино.  Ещё один Алексей вспомнил, как учил ораторскому мастерству одного из кандидатов в президенты Республики Беларусь. Люди собрались очень разные, а значит, беседа обещала быть интересной…

Немного погрузиться в тему помогло всем присутствующим “облако тегов”, составленное на основе их ассоциаций со словом “манипуляция”.

Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

 

Кроме того, участники назвали признаки, которые помогают понять, что ими хотят манипулировать:

  • когда делаешь что-то против своей воли
  • одно и то же повторяется  по много раз
  • возникает ощущение дискомфорта
  • если заставляют совершить действие не в моих интересах.

Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

 

Основой встречи можно считать изучение 22-ух приёмов манипулирования. Вот пять самых  актуальных и интересных:

  • отвлечение внимания – когда постоянно насыщают поле малозначительной информацией
  • удар на опережение – то есть заблаговременный выброс негативной информации с максимальным резонансом
  • одностороннее освещение события – высказывается только одна сторона процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект
  • одобрение мнимого большинства – здесь вступает в игру допустимость каких-либо действий после изначального одобрения их другими
  • фрейминг или манипулятивное комментирование – для достижения цели манипулятор делает “правильный” акцент, ставит событие в удобный ему контекст; на пример, можно демонстрировать кадры из реальной жизни без всякого монтажа, но комментариями задавать наблюдателю негативное восприятие этих кадров.

Не смотря на то, что в реальном времени приёмов рассмотрели намного больше, сильной усталости не чувствовалось, ведь Марина щедро снабжала свою презентацию “говорящими” примерами. Участники обсуждения не только разобрались с тем, какие ключевые умения включает в себя медиаграмотность, но и потренировались в расшифровке медиасообщений.

Медиаграмотность – это умение:

  • делать осознанный выбор, на основе полученной информации
  • хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать, насколько адекватен их контент
  • потреблять информацию с умом.

Эта часть дискуссии получилась самой оживлённой. Молодые люди охотно задавали вопросы, обращались к опыту друг друга.

Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

 

Далее время посвятили разговору о фейках. Делимся с вами некоторыми занимательными фактами:

  1. Люди доверяют фейкам чаще, чем правдивым новостям из-за их большого количества и вирусной природы.
  2. Самая питательная среда для фейков – это социальные сети.
  3.  Чтобы дойти до 1500 пользователей настоящей новости нужно в шесть раз больше времени, чем фейковой.
  4. Шанс быть перепощенной у фейковой новости на 70% выше, чем у настоящей.
  5. Чем “страшнее” информация, тем охотнее мы её распространяем.

В завершение встречи Марина Загорская  предложила собравшимся подумать, что они будут и чего не будут делать, чтобы не поддаваться на манипуляции и не плодить фейки. Дополнительно также сформулировать свой самый главный совет другим людям.

Вот такая получилась инструкция “Чтобы не поддаваться на манипуляции и не плодить фейки“:

Я БУДУ: проверять факты в нескольких источниках; критически относиться ко всем сообщениям в которых пытаются манипулировать; консультироваться с экспертами; выжидать некоторое время, анализировать; находить противоречия; пересказывать информацию своими словами; учиться :).

Я НЕ БУДУ: поддаваться эмоциям; сразу распространять информацию (репостить); лайкать, пока не проверю.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ: перепроверять информацию в разных источниках; прислушиваться к разуму, а не поддаваться эмоциям; сделать паузу и думать, прежде чем принимать решение; обращаться к экспертам; подумать, “так ли это важно?!”.

Программа реализуется учреждением «Центр дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций», ОО «Центр «Третий Сектор», Веб-портал Hrodna.Life, Волонтёрская группа «Шаг навстречу» в партнерстве с Международной некоммерческой организацией Pact при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).Критическое мышление: как ставить входящую информацию под сомнение, как в ней ориентироваться и её анализировать

Падзеі

Усе падзеі

Прапановы

Запрашаем сталых гарадзенцаў ва “Універсітэт Залатога Веку”!

Калі Вы выйшлі на пенсію і ў Вас шмат вольнага часу, калі Вы хочаце развівацца, атрымліваць карысныя для жыцця ў сучасным грамадстве веды і ўменні, палепшыць сваё здароўе, быць у кампаніі цікавых і адукаваных людзей – запрашаем стаць студэнтамі праграмы...

Падрабязней

Водгукі

Нашы партнёры

  • Беларускае рэспубліканскае геранталагічнае грамадскае аб'яднанне